Муниципальное образовательное учреждение

"Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2"

Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе

По вопросам проблемного обучения до сих пор ведутся острые дискуссии: одни авторы рассматривают его широко, определяя как новый тип обучения (М.Н.Скаткин – советский педагог, член-кореспондент АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), имеет труды по методике преподавания естествознания), Лернер И.Я., Махмутов М.И.), другие – как метод обучения (Конь В.), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Кудрявцев Т.В.).

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучения общим для всех исследователей является следующие: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создания проблемных ситуаций и решения проблем. Проблемная ситуация в дидактике определяется почти так же, как и в психологии. По И.Я.Лернеру, «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затрудненияе пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия».

Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. А.М.Матюшкин пишет, что «для того, чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащихся перед необходимостью выполнить такое практическое или теоретического задание, при котором подлежащие усвоению знания будет занимать место неизвестного».

Проблему можно рассматривать как логическую, психологическую и дидактическую категории. « Проблема – возникший или поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются «некоторые исходные средства, пригодные для поиска» (И.Я.Лернер).

«Проблема – это трудность, требующая исследовательской активности, приводящей к решению (В.Конь)».

Несмотря на различия в приведенных определениях, все они в той или иной степени подчеркивают важную особенность: проблема представляет собой трудность для человеческого познания.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Соподчиненность основных понятий проблемного обучения можно представить  в виде простейшей структурной схемы:

 

Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта.

 

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения ученика

 

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

 

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ

 

ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА

 

Проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение

 

 

Из схемы видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия: «проблемная ситуация» и «проблема». Как уже было сказано, проблемное обучение понимается нами как дидактический подход, основой которого является создания на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем.

Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательская деятельность учащихся.

 

НАЗАД

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz