Муниципальное образовательное учреждение

"Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2"

Вопросы проблемного обучения в методике географии

Согласно положению дидактики проблемное обучения реализуется с помощью следующих методов: частично – поискового или эвристического, проблемного изложения и исследовательского.

Процесс выполнения проблемных задач и решения проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике обучения занимались мало. В ряде работ В.А.Щенева рассмотрены некоторые способы решения познавательных интересов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщения – и показаны пути формирования этих приемов. Однако понятие познавательный интерес много шире, чем понятие «проблемный вопрос». Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос можно считать проблемным. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешения которой приведет учащихся к получению новых знаний.

 

Этапы решения проблемы.

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Установление причинно-следственных связей, нахождения разрыва в связях.

2.Формулирование гипотезы.

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.

Выдвижение гипотезы.

3.Доказательство гипотезы.

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.

Обоснование гипотезы.

4.Общий вывод.

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием.

Установление причинно-следственных связей.

 

Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку:

Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы:

I этап решения проблемы. Осознание проблемы, вскрытие противоречий.

Действия: внимательно прочитайте вопрос; найти условия и требования вопроса; определить, что дано в условии и что требуется найти; вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении, сопоставить ранее полученные знания и новую информацию, выявить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе.

II этап. Формулировка гипотезы. Необходимо высказать свои предположения.

IIIэтап. Доказательство гипотезы.

Надо поставить новый вопрос; исходя из предложений, высказанный в гипотезе, ответить на этот вопрос; по возможности проверить свой ответ.

IV этап. Общий вывод.

Необходимо выполнить следующие действия: ответить на вопросы: 1) какие новые знания вы получили?; 2)  что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект.

Система проблемных заданий, разработанных с учетом вышеизложенного под руководством Л.М. Панчешниковой, получила широкую апробацию в методике обучения географии в практике школы.

Наряду с разработкой отдельных проблемных заданий, разрабатываются возможности осуществления проблемного подхода к изучению целых тем. При этом формулируется основная учебная проблема темы, которая затем делится на несколько частных. Это дает возможность организовать обучение логике. Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и ее частных проблем. Такой подход разработан П.А. Зиминым, В.А. Лисовым.

Существуют принципы «традиционного» и «реального» проблемного обучения. Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся. Реальная проблема имеет 2 признака: она лично значима для учащихся и требует действия по сбору необходимой информации, поиску путей ее решения и, что считается особенно важным, деятельности в соответствии с найденным решением.

Функция учителя состоит в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жестких указаний.

 

НАЗАД

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz