Муниципальное образовательное учреждение

"Вурнарская средняя общеобразовательная школа №2"

Использование технологии проблемного обучения при изучении темы "Климат России"

Рассмотрим использование технологии проблемного обучения на примере изучения темы: «Климат России».

Составление схемы «Факторы, влияющие на климат страны».

От чего зависит климат? Работу можно построить в виде эвристической беседы (проблемного изложения), поскольку учащимся уже известны климатообразующие факторы при изучении климата материков в 7 классе.

Основные задачи – систематизация знаний учащихся и дальнейшее формирование умения искать ответы на проблемные вопросы. По ходу урока учитель заполняет общую схему. После заполнения схемы и подведения итогов, учитель закрывает записи и предлагает учащимся либо восстановить схему, либо предложить свой вариант.

Вопрос: «Какой из факторов, определяющих климат нашей страны, на ваш взгляд самый главный?»

Варианты ответов: широта места, географическое положение, угол падения солнечных лучей.

Географическое положение

 

Широта места

 

Количество солнечной радиации

 

Угол падения солнечных лучей

 

 

 м. Челюскин             90°-78°=12°

 г.    Базардюзю          90°-41°=49°

  Рассмотреть по карте учебника распределение изотерм июня и января на территории страны.

Сделать вывод: Июльские изотермы подтверждают широтное распределение тепла, а январские эту закономерность нарушают. Какой фактор вносит поправки в климатическую картину

 

Так  должно быть                       

На самом деле

 

Предположения учащихся:

 -  Влияние Атлантического океана и его Северо-Атлантическое течение.

Вопрос:  Чем объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм? Хотя он более теплый и там проходит теплое течение Куросио значительно ближе к берегам.

Учащиеся вспоминают о том, что в умеренных широтах воздушные массы перемещаются с запада на восток, поэтому воздушные массы приходят с запада, а не с востока.

Вопрос: Почему же летом воздушные массы  на Дальнем Востоке дуют с океана на сушу?

Учащиеся вспоминают определение муссона, объясняют местную циркуляцию воздушных масс.

Е н и се й

   лето

 

   зима

 

Западный

 

Е н и с е й

 

 

перенос

 

 

Так должно быть

На самом деле

 

Влияние Атлантики простирается вплоть до Енисея, почему действие муссона ограничено?

Учащиеся указывают на горные преграды, огромные размеры страны.

Вопрос: Почему на побережье Северного Ледовитого океана нет муссонных циркуляций?

При ответе необходимо показать влияние подстилающей поверхности на климат (вспомнить типы подстилающей поверхности из курса географии 7 класса).

Факторы, влияющие на климат России

Широта места

 

Угол падения солнечных лучей

 

Количество солнечных радиаций

 

Географическое положение

 

Размеры территории

 

Циркуляция атмосферы:

1)    Западный перенос в умеренных зонах

2)    Северо-восточные ветры на побережье Северного Ледовитого океана

3)    Муссоны на Дальнем Востоке

 

 

Подстилающая поверхность:

1)  Формы рельефа (горы, равнины)

2)    Направление хребтов

3)  Способность отражать и поглощать солнечные лучи

 

Близость (удаленность) территории от океана

 

  

 

 

Образ климата похож на дом.

Северная стена отсутствует и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом проникают во внутрь.

Южная стена высокая преграждает путь тропического воздуха.

Восточная стена горная и морской тихоокеанский воздух упирается в эту стену.

Западная стена открыта настежь и через нее свободно проникает тепло с Атлантики.

Над большей частью нет крыши, ее разрушает Азиатский антициклон.

 

НАЗАД


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz