| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа (Ильина)Паспорт Программы.
I. Введение.
Семьи с одним родителем имеют несколько универсальных характеристик, которые влияют на жизнь семьи, независимо от природы ее образования (изначальная полнота, развод, раздельное проживание родителей, вдовство). Мы знаем, воспитание детей в неполной семье – нелегкая задача. Как правило, она лежит на плечах женщины. В классе у меня 25 детей, из них 8 учащихся воспитываются в неполной семье. Хочу остановиться на одном ученике – Михайлове Виталии. Воспитывается в неполной семье. Родители злоупотребляли спиртным. Семья разведена в 2004 году. Развод семьи отрицательно повлиял на характер и поведение ребенка. Мать в первое время выпивала. В данное время она воспитывает двух сыновей, работает на двух работах. Можно сказать, что на нее «свалились» трудности как материального, так и психологического, социального характера. Мы знаем, что семья выполняет следующие функции: 1) играет ведущую роль в процессе социализации ребенка, так как она определяет физическое, умственное и эмоциональное развитие личности; 2) играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка; 3) имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами и фундаментальными ценностями ориентации; 4) выполняет функцию социально-психологической поддержки и защиты своих членов от негативного воздействия окружающего мира, а также поддерживает материально; 5) воспитывает; 6) организует рациональный досуг и обеспечивает развитие личности.
А под силу ли матери Виталия в одиночку выполнять эти функции?
Напрашивается вывод, что жизнь в неполной семье накладывает свой отпечаток на жизнь ребенка, в частности, на его возможность получить полноценное образование. Среди учащихся из неполных семей примерно втрое больше слабоуспевающих, чем тех, кто учится успешно. Не высок общий уровень успеваемости у мальчиков из таких семей, но в то же время, по выборочным данным, 10-15% лучших учеников воспитываются в неполных семьях. В большинстве же случаев, когда дети проходят через развод родителей, их успехи в учебе снижаются. Не высок общий уровень успеваемости у Виталия. Это можно истолковать так: мать осталась одна, оказалась в худшем материальном положении, все силы ее направлены, прежде всего, на материальное выживание, ей реже удается бывать с детьми, увеличивается нагрузка как на работе, так и в быту. Она, конечно, старается, чтобы дети имели не меньше материальных благ, чем их сверстники из полных семей, чтобы ее дети не чувствовали себя в чем-то обделенными. Однако для этого она максимально включается в трудовой процесс, в связи с чем времени на ведение хозяйства и воспитание детей у нее остается гораздо меньше, чем у матери в полной семье. Естественно, на мать Виталия одновременно сваливается много проблем, она не может полностью контролировать своего ребенка. У нее «черных» полос больше из-за негативных переживаний и отсутствия мужской поддержки. Есть все основания предполагать, что после развода снижается успеваемость ребенка. На мой взгляд, это происходит по следующим причинам: 1. Резкое ухудшение материального положения. Сколько денег уйдет на учебники, одежду, обеды и т.д. Мать Виталия не может лишний раз проверить домашнее задание сына, что в конечном итоге негативно сказалось на уровне воспитания и успеваемости. Не может нанять репетиторов, что связано с дополнительными расходами. 2. Изменение психологического климата в семье. У ребенка появились симптомы: агрессивность, склонность к ссорам, ухудшение работоспособности. Мать признает, что ребенок испытывает определенные трудности из-за того, что воспитывается в неполной семье.
II. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является создание условий для целенаправленной защиты ученика от негативных влияний и преодоления неадекватного поведения ребенка из «группы риска». Для достижения указанной цели ставлю следующие задачи: - выявить причины отклонений в поведении школьника, выбрать способ профилактики и коррекции, установив контакт семьи и школы; - снизить эмоциональное напряжение, создать положительное настроение и атмосферу безопасности и доверия с семьей; - использовать с наибольшей пользой время каникул и летнего отдыха детей; - использовать в развитии духовных идеалов личности нравственный потенциал; - вести работу по профилактике от вредных привычек; - оказать необходимую, своевременную воспитательную, психологическую помощь семье и ребенку.
III. Осуществление реализации Программы.
Работа взаимодействия с семьей Михайлова Виталия проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с матерью Виталия, Михайловой Галиной Николаевной.
1 этап. Установить контакт и доверительные отношения с Михайловой Галиной Николаевной для положительных основ и дальнейшего сотрудничества. Средства: - беседа, установление сроков следующей встречи (пригласить Галину Николаевну в школу); - посещение на дому, знакомство с родственниками, ближайшим социальным окружением семьи Виталия.
2 этап. Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи Михайловых. (Приложение 1, 2) - Изучение микроклимата в семье, стиля воспитания. - Уточнение информации о Галине Николаевне, ее социальном статусе, о других ближайших родственниках ребенка. - Ознакомление с материальным обеспечением и жилищно-бытовыми условиями. - Изучение взаимоотношения между матерью и бабушкой. - Диагностика причин семейного неблагополучия Михайловых: посещение на дому, составление актов обследования жилищно-бытовых условий (Приложение 3); проведение консультаций, бесед, анкетирования, обработка информации о семье, опросы.
3 этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. 4 этап. Наблюдение за семьей Михайлова Виталия. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
5 этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьей учащегося.
IV. Сроки реализации Программы.
Программа рассчитана на два года с 2007 по 2009 год.
V. Степень реализации Программы.
Программа находится в процессе реализации.
VI. Стратегия и механизм достижения целей.
6.1. Семья Михайлова Виталия, где родители злоупотребляют алкоголем.
6.2. Это малообеспеченная семья. Индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
6.3. Семья Михайловых после развода. Виды помощи семье и ребенку: - наблюдения и консультации психолога, социального педагога школы, психотерапевта, нарколога; - вовлечение Виталия в кружки, секции; - помощь ребенку со стороны его окружения, сверстников (по рекомендации учителя); - привлечение Галины Николаевны к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму. В неблагополучной семье складываются отношения, отрицательно влияющие на развитие личности Виталия, нарушающие его права, лишающие защиты. В неблагополучной семье в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, ей необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Виталий, воспитывающийся в неблагополучной семье, нуждается в защите и поддержке со стороны педагогов. Педагогический коллектив школы работает в сотрудничестве с районным центром диагностики и консультирования, психиатром и наркологом Вурнарского района Михайловым И.В.
VII. Кадровое обеспечение Программы.
Администрация, педагоги, медицинская сестра, психолог школы, социальный педагог, РЦДК.
VIII. План мероприятий.
Мероприятия по выполнению программы коррекции поведения учащегося 7б класса Михайлова Виталия из «группы риска» и его семьи.
IX. Ожидаемые результаты от реализации Программы.
В результате осуществления Программы ожидается: -создание целостного воспитательно-образовательного пространства по социальной адаптации ребенка; -повышение эффективности социально-реабилитационной работы с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
X. Эффективные достижения работы с Михайловым Виталием с сентября 2007 года по январь 2008 года
В результате проведенных мероприятий у Виталия имеются следующие успехи: -успеваемость улучшилась, особенно проявились способности по математике; -установились дружеские отношения с матерью; -начал выполнять домашнее задание; -вовремя начал приходить на уроки.
Приложение 1 Анкета-письмо.
Знаете ли Вы своего ребенка?
Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в нашей школе. По целому ряду причин Вы, безусловно, лучше знаете его характер. Именно это обстоятельство побудило нас обратиться к Вам с просьбой ответить на несколько вопросов, касающихся воспитания Вашего ребенка.
Приложение 2
Результаты анкетирования: «Знаете ли Вы своего ребенка?»
1. Виталий агрессивный, психует. Есть положительные качества – работящий, помогает матери и бабушке. 2. Нехватка времени, работаю на двух работах. 3. После развода с мужем, когда Виталию было 10 лет. 4. Перестал слушаться, больше находился на улице. 5. Очень мало времени уделяла особенно после развода. Не проверяла домашнее задание. 6. Повышала голос. Он вел себя спокойно. Спокойно выслушивает, а потом идет работать. 7. В его воспитании помогает моя мать, его бабушка. 8. С 1-го класса записался на вольную борьбу. 9. Вот именно хотела, чтобы он занялся вольной борьбой. Целый год не ходил на вольную борьбу, начал увлекаться футболом.
Приложение 3
Карта обследования неблагополучной семьи
___Михайлов Виталий Леонидович, 18 июня 1994года___________________________
____Чувашия, п.Вурнары, ул.Владимирская, дом 4_______________________________ 3. Мать (Ф.И.О., дата рождения, образование, место работы, должность, зарплата, раб.телефон) _Михайлова Галина Николаевна, 1973 года рождения, образование среднее специальное, сельхозтехникум, газооператор_____________________________
__________________________________________________________________________
__Михайлов Даниил Леонидович, 27 марта 2001 года рождения, дома________________
___________________________________________________________________________________ 7. Условия проживания (краткая характеристика жилья, условий, созданных для несовершеннолетних, наличие необходимой по сезону одежды, продуктов питания) ______Семья проживает в обычном пятистенном деревянном доме. Во дворе______ покосившиеся постройки. Раньше за хозяйством никто не следил. Раньше мать с____ детьми почти не жила, навещала их бабушка. Дети были предоставлены сами себе. В настоящее время Галина Николаевна перестала злоупотреблять алкоголь, живет с__ детьми, ходит на работу._________________________________________________________________________________________________
9. Необходимая помощь (ремонт (ЖЭУ), материальная, медицинская, психологическая) ___________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 10. Формы работы с семьей (посещение, беседы, приглашение на совет профилактики, ПДН, привлечение к работе в классе, в школе) ________________с матерью проведена беседа__________________________________
__________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |